Вы здесь: Главная > Программы > Мониторинг Сети Pro > Документация > Как работает программа (Pro)

Как работает программа 10-Страйк: Мониторинг Сети Pro

Структура программы

Программа "10-Страйк: Мониторинг Сети Pro" состоит из нескольких частей:

  1. Сервер мониторинга - служба Windows, которая является основным движком опроса сетевых устройств, сигнализации, журналирования и сбора статистики.
  2. Графическая консоль - приложение desktop для ведения базы мониторинга, добавления новых хостов, проверок, просмотра их состояния, редактирования всех настроек программы, просмотра графиков, создания отчётов.
  3. База данных - единое хранилище всей информации программы под управлением СУБД Firebird: параметров хостов, проверок, статистики, записей журнала.
  4. Удалённый агент - служба Windows, которая может быть установлена на компьютер для сбора той информации, которая не может быть получена удалённо по сети с помощью стандартных протоколов.
  5. Web-интерфейс - java-приложение, работающее под управлением web-сервера Jetty и почти полностью дублирующее в браузере функции графической консоли. Может быть развёрнуто отдельно на любой платформе, поддерживающей Jetty и Java.
  6. Агент для браузера - приложение, позволяющее запускать исполняемые файла из web-интерфейса.
  7. Сторож - служба Windows (watchdog), обеспечивающая бесперебойную работу сервера мониторинга и выполняющая её перезапуск в случае сбоев.
  8. Провайдер - приложение, в котором можно подключаться к установленным на разных объектах базам мониторинга и отслеживать их параметры, быстро открывать консоль с загруженными в неё данными мониторинга.

 

Установка программы

Для успешной работы необходимо установить как минимум 3 компонента: службу мониторинга, базу данных и графическую консоль.

База данных может быть развёрнута на любом сервере так, чтобы с ней могли связаться служба и консоль. Вы можете установить службу и базу данных на сервере, а графическую консоль на своём рабочем компьютере и с него подключиться к серверу для настройки мониторинга и просмотра его результатов.

Программное обеспечение web-сервера Jetty и само java-приложение web-интерфейса может быть установлено на любом сервере так, чтобы оно смогло подключиться к базе данных по TCP-порту 3050. Для успешной работы web-сервера Jetty необходимо наличие установленной Java-машины JRE версии не ниже 11.

Программное обеспечение СУБД Firebird, Java и Jetty могут работать на разных платформах. Таким образом, программа "10-Страйк: Мониторинг Сети Pro" является почти полностью кроссплатформенной системой мониторинга. Исключение составляет лишь одна служба мониторинга, для которой необходим хост с Windows (или Linux с Wine - читать подробнее о версии для Linux).

 

Принцип работы

Работа программы основывается на периодическом опросе хостов, находящихся в базе мониторинга путем последовательного выполнения заданных для каждого из них проверок. В зависимости от результата выполнения этой процедуры проверки получают статус (пройдена, не пройдена), результаты записываются в базу данных.

 

  1. С помощью графической консоли или web-интерфейса создаётся база мониторинга хостов и проверок.
  2. Служба мониторинга принимает введённые данные и начинает циклическое выполнение проверок, обновление их статуса в БД, формирование базы статистики времени выполнения проверок и значений параметров мониторинга (напряжение, память, загрузка процессора и так далее).
  3. Графическая консоль получает статус выполненных проверок и отображает его в виде цветовой раскраски списка, строит графики, формирует отчёты на основе накопленной статистики.
  4. В случае сбоя, служба мониторинга инициирует выполнение действий: запись в журнал (в базе данных и дублирование в файловый, локальный), SMS, E-mail, перезапуск / останов служб и компьютера, выдача сообщения на экран, проигрывание звукового файла, запуск внешних программ и команд с параметрами. Выполнение последних трёх действий служба делегирует графической консоли, поэтому она должна быть запущена в это время.
  5. Служба мониторинга при проверке хостов сети использует множество стандартных протоколов: SNMP, TCP, ICMP, ARP, HTTP, FTP, WMI, NetBIOS. В случае, если данные от хоста служба не может получить удалённо (к примеру, загрузку процессора или данные S.M.A.R.T. жёстких дисков), то на помощь приходит удалённый агент. Будучи запущенным в виде службы на удалённом хосте, он локально получает всю необходимую информацию и отдаёт её службе по запросу.
  6. Web-интерфейс практически дублирует функции графической консоли в браузере. Можно подключиться к web-серверу программы с любого мобильного устройства, ноутбука или компьютера, посмотреть статус проверок, журналы, построить графики, изменить параметры.

Графическая консоль и служба мониторинга поддерживают постоянную связь, которая для надёжности реализована двумя разными способами. Если между консолью и службой невозможно установить прямое TCP-соединение (порт 58698), то они осуществляют взаимодействие через базу данных. Таким образом, все изменения, внесённые в базу мониторинга (изменение параметров проверок, добавление новых и так далее), незамедлительно подхватываются службой мониторинга. И обратно: все результаты проверок сразу же передаются от службы графической консоли. При внезапной потере прямого TCP-соединения компоненты автоматически переходят на обмен через базу данных.

 

Распределённый мониторинг

Программа поддерживает режим распределённого мониторинга. Это значит, что вы можете установить сколько угодно служб мониторинга на разных хостах и делегировать каждой свой набор проверок. Это позволяет значительно снизить нагрузку на сервер мониторинга и повысить надёжность системы - при выходе из строя одного сервера, остальные проверки продолжат выполняться другими серверами.

Кроме повышения надёжности, распределённый мониторинг позволяет выполнять централизованную проверку нескольких удалённых сетей со сбором статистики в одной базе данных. Необходимо лишь установить на сервере каждой удалённой сети службу мониторинга и настроить на нём связь с базой данных (два TCP-порта - 3050 и 3051).

 

Отказоустойчивость

Бесперебойная работа программы мониторинга обеспечивается несколькими факторами:

  1. Использование резервного сервера базы данных, на который сервер мониторинга и консоль переключаются автоматически, если становится недоступным основной сервер баз данных. Адрес резервного сервера задаётся в настройках подключения программы к базе данных. Необходимо самостоятельно настраивать репликацию базы данных (зеркалирование файловой системы, как вариант) для поддержания актуального состояния резервной копии.
  2. Автоматическое переключение сервера мониторинга на локальную базу в случае потери соединения с основной, если не задан резервный сервер мониторинга. Сервер мониторинга будет писать статистику опроса хостов в локальную базу, пока не восстановится связь с основной базой. После восстановления соединения все накопленные за это время в локальной базе данные автоматически переносятся в основную базу. Действия оператора в этой схеме работы никакие не требуются, всё происходит автоматически.
  3. Сторож сервера мониторинга (служба 10-Strike Network Monitor Watchdog) следит за параметрами службы 10-Strike Network Monitor Pro Service и Firebird Server. В случае зависания процесса мониторинга автоматически перезапускает обе службы, восстанавливая работу системы мониторинга.
  4. ОС Windows выполняет автоматический запуск службы сервера мониторинга, если она внезапно аварийно прекратила свою работу.

Более подробно о надёжности системы мониторинга можно почитать в разделе Как обеспечивается отказоустойчивость мониторинга?

 

Схемы в этом разделе подготовлены в программе "10-Страйк: Схема Сети".

Программа работает в среде Windows XP/Vista/7/8.1/10/11, Server 2003/2008/2012/2016/2019/2022. Вы можете скачать и попробовать 30-дневную пробную версию бесплатно.

 

Ссылки по теме: